О чемпионате

Формула-1 – Королева Автоспорта. Как ни парадоксально, именно спортом является в меньшей степени, нежели любой другой чемпионат. Бизнес и политика настолько основательно вошли в мир Ф-1, что спортивная составляющая соревнований поневоле отошла на второй план. Пожалуй, нигде технический регламент и правила проведения соревнований не меняются так часто, порой уже по ходу начавшегося чемпионата, а решения о наказаниях и дисквалификациях носят столь спорный, порой скандальный характер. Тем не менее, Формула-1 на сегодня – один из популярнейших видов спорта, с многомиллионной армией поклонников, и, бесспорно, вершина автоспорта.

 

Уровень технологий, применяемых в Ф-1, вполне может соперничать с космическими. При этом не забывают организаторы чемпионата и о безопасности. Современные автодромы проектируются с расчётом на повышение зрелищности соревнований, но в первую очередь на обеспечение максимальной безопасности зрителей, пилотов и персонала на трассах. Что уж говорить о болидах, которые, являясь верхом инженерной мысли, обладают запредельными техническими характеристиками, способны достигать колоссальных скоростей и при этом в состоянии защитить пилота даже в случае самой серьёзной аварии. Формула-1 всегда была и остаётся одним из опаснейших видов спорта, но результат работы в этом направлении очевиден. Последняя трагедия на трассе датируется 2001 годом, когда после столкновения двух пилотов, оторвавшимся колесом был убит маршал гонки. Стоит заметить, что на заре истории Ф-1, редкое Гран При обходилось без унесённых жизней.

 

А начиналось всё в далёкие послевоенные годы. В конце 1949 года недавно созданная FIA объявила о проведении в сезоне 1950 года первого чемпионата мира Формулы А, для машин с 4,5-литровыми атмосферными двигателями или 1,5-литровыми моторами с наддувом. Дебютный этап состоялся 13 мая на бывшем аэродроме тяжелых бомбардировщиков - Сильверстоун. Именно тогда родились гонки, которые сейчас известны, как Формула-1.

 

Очки тогда начислялись по схеме - 8-6-4-3-2-1. Победитель гонки получал 8 очков, финишировавший вторым – 6 очков, третий – 4 очка, четвертый – 3 очка, и пятый – 2 очка. Еще одно очко получал гонщик, проехавший лучший круг в гонке. Учитывались лишь результаты 4-х лучших гонок. То есть, теоретически, победив, в первых четырех гонках сезона подряд (и показав в них лучший круг), гонщик мог дальше уже не выходить на старт – все равно больше очков он бы уже не заработал. Позже система начисления очков многократно менялась, и сегодня имеет более адекватную схему, когда в зачёт идут все гонки чемпионата, и набранные по ходу сезона очки суммируются в конце года. С 1958 года, наряду с пилотами, борьбу за Кубок Конструкторов ведут и их команды. В зачёт идут очки, заработанные в сумме пилотами одной команды.

 

Менялся и регламент соревнований. С приходом в чемпионат мировых автопроизводителей бюджеты их команд достигли астрономических размеров, и частным командам оказалось не по силам конкурировать с ними. Многие покинули чемпионат из-за финансовых проблем, несмотря на меры, которые пытается предпринять FIA в последние годы. Изменения в регламенте, по ожиданиям FIA, направлены именно на снижение стоимости участия в чемпионате. Так в сезоне 2008 года, каждый гонщик имеет право использовать только один двигатель в двух и одну коробку передач в четырех Гран При подряд, в которых участвует его команда, за исключением случая, если гонщик не смог добраться до финиша. В случае преждевременной замены узла, гонщик наказывается потерей позиций на старте гонки. Десяти – за замену двигателя, и пяти – за замену коробки передач, от результата, показанного в субботней квалификации. И это лишь малая часть огромного списка ограничений, которых участникам соревнований необходимо придерживаться, и не только по ходу чемпионата. Даже в межсезонье, количество дней проводимых командами на тестах, строго регламентировано.

Формат гоночного уик-энда выглядит следующим образом… В пятницу пилоты получают возможность ознакомиться с трассой, пробуют подобрать оптимальные настройки для болидов, определиться с резиной. Для этого проводятся две полуторачасовые тренировочные сессии. В субботу ещё одна тренировочная практика и квалификация, по результатам которой определяется порядок старта пилотов в воскресной гонке. Традиционно старт даётся в 14.00 по местному времени.

 

Ни в одном виде спорта, так не почитают своих героев, как в Формуле-1. Великие гонщики, легендарные команды. Славные победы, достигнутые ценой невероятных усилий, порой человеческих жизней. Бесконечный накал страстей на гоночных трассах. Всё это и собирает вокруг себя миллионы поклонников.

 

 

 

Положение в командном чемпионате

1Brawn GP96
2Red Bull Racing56.5
3Panasonic Toyota Racing32.5
4Scuderia Ferrari Marlboro20
5McLaren Mercedes13
6AT&T Williams11.5
7ING Renault F1 Team11
8BMW Sauber F1 Team8
9Scuderia Toro Rosso5